Я, признаться, совершенно обалдел, в очередной раз столкнувшись с современным вариантом средневековой идеи, что изначально учителю выдается (вероятно, вместе с дипломом) некий аванс авторитета, который еще и необходимо беречь, подобно чести смолоду. В том смысле, что авторитет учителя это какая-то зыбкая субстанция, которая является неотъемлемой частью профессии. И не потрогаешь его, не объяснишь, что это такое: либо есть, либо нет. Заметьте: не любовь, не интерес, не желание общаться, а именно авторитет определяет не только отношения учеников с учителем, но и профессиональную успешность последнего.
Но еще больше я обалдел, когда убедился в том, что эту позицию разделяет множество моих коллег. Кто знает, отчего? От безысходности, что ли?... Это, впрочем, совсем другая тема, как-нибудь непременно поговорим…
Так вот, получается как-то так: в профессии педагога человеку априори полагается уважение. Мешок. Ну, или хотя бы мешочек. Уже за то, вероятно, что он(а) совершил героический выбор и принял решение работать с детьми. Нести, так сказать, светоч знаний этим маленьким незнайкам.
Представляете, какой уровень профессиональной развращенности это провоцирует?!
Пошла значит, девица после школы в педучилище, поскольку в принципе не знает, чем хочет заниматься, да и вступительные экзамены, скажем, в медицинский, сдать в принципе не способна. А дома - представьте - все об одном: надо идти учиться. Да еще подруги добавляют мотивации, да альма матер пилит про успешность. Ну, пошла. Закончила она его, скажем, с грехом пополам, и вот она учитель начальных классов. А учителю, ясное дело, полагается уважение. Изначально. Вот сантехнику, например, не полагается, а учителю - вынь да положь! А уважение в свою очередь легко конвертируется в авторитет. Настолько легко, что и делать-то почти ничего не надо, просто прорычать: «ты что, меня не уважаешь?!»
А дальше - работает она, набирается опыта, авторитет ее жиреет, увеличивается все больше и вот уже не сдвинуться ей под его тяжестью, не пошевелиться. И так это хорошо - ни за изменениями мира следить не надо, ни самой меняться: как же, ведь с таким авторитетом и дышать-то непросто...
Да и с учениками удобно: чуть что не так, расшалился ученик – просто швырни в него, подлеца, куском авторитета, придави им – вот и порядок! Не рыпнется больше! Ну и к себе, понятное дело, следует относиться крайне серьезно, еще бы - само слово-то какое, звучит как: у-ч-и-т-е-ль!
Авторитет, однако, в представлении тех же коллег подобен хрупкому здоровью некоего нежного и болезного создания: дунул на него - его уже и нет. Поэтому и учителя, и родители всеми силами должны охранять, пестовать и лелеять его. Ни в коем случае не скажи чего не того про учителя: заподозрит ученик, что учитель чего-то не знает - и все, авторитету конец. Ищи его, как говорится, свищи его. А там и до греха недалеко. Ведь ребенок, чего доброго, может подумать, что учитель живой!.. Как уживаются в голове апологетов этого подхода такие казалось бы взаимоисключающие позиции - бог весть. А вот поди ж ты - уживаются!
Ну а если серьезно, авторитет - вещь страшная и опасная, особенно если дается он по рождению или по праву профессии. Потому что тогда он превращается в особую разновидность шовинизма. И ведет к прямой дискриминации ученика учителем. Уж простите за банальность, но только ребенок может наделить учителя этим пресловутым авторитетом. А сам учитель обязан на этот авторитет просто плевать. Да-да, это важнейший профессиональный инструмент педагога - плевать на собственный авторитет.
Учительство, как и любая другая профессия, предполагает овладение определенными приемами, навыками, умениями. Исследование самых разных подходов, теорий и практик. Все это без остановки, практически без перерыва, ведь мир меняется постоянно. А если этого не делать, как вообще связь с учениками держать? Их ритмы, их привычки, их речь, самые разные составляющие их жизни – все это учителю нужно постигать. День за днем. Это и есть наше профессиональное счастье.
Мы - те немногие, кто может предложить нашим ученикам возможность вырваться из плена комплексов, подаренных им системой «быстрее-выше-сильнее». И поэтому самое главное профессиональное качество для нас – быть живыми. Просто позволять себе быть.
С новым учебным, коллеги-училки!
Легкости нам, гибкости и самости!
Дима Зицер |