В рейтинге манипулятивных действий по отношению к детям, на мой взгляд, лидирует т.н. «договор».
Уверен, вы знаете, о чем речь. Обычно вначале следует вступление: «давай договоримся, что ты…. – и далее жестко, – будешь делать то, что тебе говорят». Другой вариант – требование определенного действия или поведения и – в заключение, с намеком на вопрос: «Ты будешь поступать так-то, договорились?..»
Это одна из наиболее подлых формул взрослого мира, поскольку выглядит она так, как будто мы вели реальный диалог. Однако, заметьте: никто и ни с кем не договаривался. Это было наше завуалированное требование, почти приказ. У ребенка нет ни единого шанса не только быть услышанным, но и хоть как-то повлиять на ситуацию. От подобной формулы человек может лишь остолбенеть и в ответ, на «Договорились?» безвольно кивнуть – «да». Это «да» ничего не означает и ничего не стоит. Оно лишь свидетельствует о новой ситуации насилия, в которой ребенок оказался. С ним ведь и не начинали договариваться. Его снова обманули. И в данном случае речь идет об обмане высшего разряда.
Но и это еще не все. После неминуемого нарушения этого навязанного и манипулятивного «договора» следует апелляция: «как же так, мы же договаривались?!!» Кто? С кем? О чем? Единственное, что человек способен понять из такого «диалога» - это что он вновь оказался повержен, что его мнение ровным счетом ничего не значит, что сильные снова победили.
Именно так мы и обучаем детей обману, манипуляции, праву сильного измываться над слабым. Обучаем сознательно - со знанием дела и апломбом. И скоро-скоро (общее место: дети талантливы - все ловят налету) они начинают нам возвращать долги, отвечая манипуляцией на манипуляцию, противопоставляя насилию насилие.
Выйти из этого круга легко: просто начать договариваться. По-настоящему. А еще лучше - не договариваться, а просто разговаривать.
Дима Зицер |