Не далее, как вчера я случайно оказался у выхода из детского сада в конце рабочего дня. Мимо меня прошли подряд четыре мамы с детьми. Удивительно, но я услышал четыре совершенно одинаковых разговора (если это можно назвать разговором):
Мама: Ну, что ты сегодня делал(а)?
Ребенок: Ммммм….
Мама (как бы помогая): Было в садике что-нибудь интересное?
Ребенок: Нууууу…….
Вот и все. Что называется, вот и поговорили. Продолжения я не знаю, но с легкостью могу его себе представить. Мама задаст еще пару вопросов, ребенок, возможно, выдавит из себя в лучшем случае одно воспоминание, мама успокоится.
Вариант: не успокоится, а придет к воспитателю с вопросом, делают ли они вообще что-то, или почему ребенок такой скрытный.
Должен признаться, и среди вопросов, которые задают мне родители, в том числе и в «Апельсине», один из самых частых этот: «Почему он(а) не рассказывает о том, что происходит?»
И правда, почему так? Они что, не хотят с нами делиться? Дорогие родители, не волнуйтесь, еще как хотят! Только не умеют. Совсем как… мы с вами.
Спрашиваю маму, когда она в последний раз говорила с сыном о своей работе. Она удивленно отвечает: «Кажется, никогда…» Интересно, как же человеку научиться рассказывать о себе, если он не видит такой модели диалога рядом? Разговор «в одну сторону» даже с самой доброй и милой мамой в мире, неминуемо будет похож на допрос. А кому же приятно принимать участие в допросах, тем более в качестве подозреваемого?..
Пора начинать общаться. Рассказывая человеку о том, какие были у нас переживания, интересные встречи, удивления, радости, мы протягиваем ему руку и даем право на собственный рассказ. И заодно обнаруживаем, что интересней собеседника не найти. Только не надо торопиться. И ему и нам нужно время, чтобы научиться. Постепенно, день за днем мы вместе будем открывать, как это здорово – общаться. В две стороны.
Вот и весь секрет. Хотите слышать об их жизни – говорите о своей. Кстати, совсем как «у взрослых».
Дима Зицер |