Обладание здоровьем и сильным телом во все времена считалось необходимостью для тех, кто так или иначе стремился к высотам духа.
Проблема качества воспринимающего сознания всегда связана с качеством тела, как его носителя.
Тело не должно влиять на восприятие, даже если сознание идеально приспособлено для контакта с Высшей реальностью.
Неудовлетворительное состояние нашей физической оболочки может существенно исказить воспринимаемое. Это уже тысячи лет назад было известно мистикам христианства и древних эзотерических систем, в первую очередь — йоги.
Когда тело здорово, оно производит максимум возможной энергии и минимальное количество от произведенного отвлекает на покрытие собственных энергетических затрат.
Все остальное может быть задействовано на расширение сознания, на медитативные и иные практики, которые являются крайне расходными с точки зрения энергетики.
Если же тело не в порядке, оно производит энергии меньше, и на поддержание необходимых физических кондиций затраты ее увеличиваются.
Оставшееся же количество для пути внутрь и контакта с бессознательным просто является недостаточным.
Мало того, что плохое самочувствие мешает восприятию, делает его искаженным, оно еще создает своеобразный «потолок» духовным переживаниям.
Чтобы повернуть восприятие внутрь и организовать условия для контакта, нужна вся возможная телесная энергия здоровой во всех смыслах личности.
Опираясь на приведенную мысль, мы снова можем констатировать, что в высшие состояния сознания невозможно войти с балластом в виде несовершенного тела.
А если это и удастся, то все воспринятое будет искажено тем же патологическим (или недостаточно энергетически обеспеченным) состоянием.
Более того, если темп изменения сознания превысит возможности тела — заболевания и расстройства психосоматики неминуемы.
Другими словами, должен быть внешний прогресс в оздоровлении тела, обеспеченный внешними же средствами — Хатха-йогой, и внутренний, организованный методами Бахиранга-йоги (медитационная практика), и эти два процесса должны быть взаимосвязаны.
Потому что с одним крылом лететь невозможно.
Будет только развитие тела — не состоится духовный прогресс, максимум достижимого здесь — снятие вытесненных напряжений через практику асан и начальное уравновешивание.
Если идет только духовное развитие без работы с телом — мы рано или поздно упираемся в «потолок», выше которого не «всплыть», а если и удается, то воспринятое настолько искажено, что грош ему цена.
Вывод: в любом варианте духовного развития качество телесного материала обеспечивает качество и уровень понимания и самореализации.
Святой Серафим Саровский отмечал: «Всякому желающему проходить жизнь духовную должно начинать от деятельной жизни, ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно» (как тут не вспомнить: «Хатха-йога не может быть реализована без Раджа-йоги, и наоборот»!).
По материалам книги В. С.Бойко — «Йога. Скрытые аспекты практики». |