Катерина Мурашова (про детей, родителей, отношениях и пр.)
| |
Сторожея | Дата: Воскресенье, 25.04.2021, 10:23 | Сообщение # 106 |
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 25420
Статус: Offline
| «Макдоналдс» вместо университетаЕще раз к вопросу о детях, которые не хотят учиться
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru Недавно ко мне обратилась мама 16-летнего подростка, который прежде учился в престижной спецшколе (устроили по знакомству), но вылетел оттуда отчасти по неспособности (в этой школе реально повышенные требования), отчасти из-за полного безделья. В «обычной» школе учиться он тоже не хочет. Все время проводит в социальных сетях или с друзьями. Родители пребывают в поисках школы, где удалось бы получить аттестат, и одновременно ломают голову, в какой бы институт потом «запихать» чадо.
— Что у тебя получалось и получается сейчас? — спрашиваю я у юноши.
— Ну, у меня всегда было много друзей, приятелей, — отвечает Тема. — И из старой школы, и из этой. Я умею строить отношения. Даже если кто-то из приятелей друг с другом повздорил, я почти всегда могу разрулить.
Он улыбается с деланной беспечностью.
— Может, мне на психолога поступить?
— С семью двойками в четверти? Если только в колледж гостиничного сервиса или что-то в этом роде. Но ведь там тоже надо учиться. А тебе ведь учиться надоело?
— Достало! Ненавижу! — искренне восклицает парень. — Не поверите, утром надо в школу вставать, родители уже орут, а меня по-настоящему тошнит!
— Поверю… — вздыхаю я.
* * *
Со времен младшей школы Тема учился без «огонька», исключительно под нажимом родителей.
Все способы и уловки, которые мы обсудили в предыдущем материале, уже были испробованы. Ребенок не без удовольствия ходил на футбол и танцы, но на интерес к учебе это никак не повлияло. Впрочем, мультики и игры на компьютерной приставке явно интересовали его сильнее, чем кружки, подобранные родителями. За амбиции зацепиться тоже не удалось: по всей видимости, ребенку было все равно, какие оценки ему ставили в школе.
Войдя в подростковый возраст, Тема уже свыкся с тем, что его учеба нужна только родителям, сакраментальное «если не будешь хорошо учиться, станешь дворником» пропускал мимо ушей, его друзья (мнение которых в этом возрасте критически важно) в большинстве своем придерживались приблизительно таких же взглядов на мир.
И вот Тема в возрасте 16 лет (пора принимать решение, что делать дальше!) оказался у меня в кабинете. Он контактен, дружелюбен, не скрывает своих интересов, подробно описывает любимое времяпрепровождение (общение с приятелями, романы, кино, компьютер, телевизор, походы по магазинам), откровенно рассказывает о взаимоотношениях со школой, друзьями и родителями. В общем, выглядит (и на самом деле является!) совершенно нормальным человеком.
Самая ужасная проблема, которую предъявляют родители: ему ничего не интересно! «Как это ничего не интересно? — удивляюсь я. — Вон он сколько мне всего рассказывал. Наполненная важными для подростка событиями жизнь…» — «Да разве это интересы! — отмахиваются родители. — Надо же выбирать профессию, а он даже не чешется! Учителя говорят, что голова у него светлая, но он ведь не хочет ни к чему приложить ни малейших усилий… А теперь институт… Мы к нему пристаем, спрашиваем, а он нам знаете что отвечает?!»
— Знаю, — говорю я. — Он отвечает: мне все равно.
Все очевидно: в этой области жизни ребенку еще ни разу не приходилось себя «взвесить». Что он? Кто он? Что он может и чего не может? Что нужно ему самому? Все за него делали и решали родители.
Ну что ж, настал момент «взвесить» себя и понять, что делать дальше.
* * *
— Учиться он сейчас не хочет, — мы с мамой Темы беседуем у меня в кабинете. — За много лет принуждения (да еще перекорм ненужными ему и невозможными к усвоению знаниями в спецшколе) у него возникла «аллергия» на учебу. Но Теме уже 16 лет, он отнюдь не ребенок. Почему бы ему пока не поработать где-нибудь, чтобы прикинуть, почувствовать, чего же он сам хочет.
— Поработать в 16 лет?! Где?!
— Ну, в сетевой кофейне, к примеру. Там молодежный коллектив, работа с людьми, а он же любит общаться. Стабильная зарплата. К тому же почувствует, что такое зарабатывать деньги без образования, может быть, он примет самостоятельное решение касательно своего будущего. Ведь если вы его просто устроите в институт, вся эта история растянется еще на пять-шесть лет. А потом?
— Мой сын — в «Макдоналдсе»?! — мать посмотрела на меня так, как будто я у нее на глазах сошла с ума. — Общение?! Да вы хоть представляете, какие там будут разговоры?! И с кем он будет общаться?!
— С такими же ребятами со сходными интересами, — предположила я. — Кроме того, там многие учатся, совмещая работу с учебой…
— Честно сказать, я не ожидала от психолога такого… совета.
Мы с мамой Темы явно не поняли друг друга. По всей видимости, ему «организуют» аттестат, а потом «поступят» его в институт.
* * *
У каждого из нас своя собственная история. Я после школы, не сумев поступить в Университет, работала в зоопарке и в цирке шапито, ухаживала за животными. Это был очень интересный, ни с чем не сравнимый опыт. Никогда потом я не жалела о своем выборе. Это невероятно расширило мои школьные горизонты. Многие из тогдашних находок и впечатлений впоследствии не раз пригодились мне.
И не надо говорить, что тогда «было другое время». Входящие в мир молодые люди всегда искали и ищут себя, и далеко не все могут сразу сориентироваться в существующем многообразии. И возможностей сейчас стало не меньше, а больше.
Кстати, наш зоопарк по-прежнему стоит, и в нем работает веселая молодежь, похожая на нас когда-то…
И вот мой вопрос к читателям: разумно ли это?
И что, собственно, плохого в том, что подросток, категорически не желающий учиться, пойдет работать?
Катерина Мурашова
Существует аксиома, из которой нет исключений (ведь на то она и аксиома): "Все, что есть в моей реальности - результат моих подсознательных желаний"
|
|
| |
Сторожея | Дата: Суббота, 22.05.2021, 14:46 | Сообщение # 107 |
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 25420
Статус: Offline
| Предчувствие катастрофыКак развести костер без гаджетовФото: Corbis/Fotosa.ru
— Ну вот. Вы — женщина, — разочарованно вздохнул мужчина, пропуская сына в мой кабинет.
— А вы чего же ожидали? — я меланхолично кивнула на табличку на двери, где черным по белому было написано «Екатерина Вадимовна Мурашова, психолог». — Что я окажусь трансвеститом?
Даже тень улыбки не коснулась его лица.
Тогда я тоже вздохнула и приготовилась к нелегкому разговору.
— У меня двое сыновей, — начал отец, представившийся Андреем Петровичем. — Одному 19 лет, а второму, вот этому, — 11. Не то чтобы я был категорически ими недоволен. Но мне тревожно за их будущее.
— Что же вас тревожит?
— Не знаю, поймете ли вы меня…
— Несмотря на половую принадлежность, я постараюсь.
— Мой старший сын водит машину. Он хороший водитель, чувствует обстановку на дороге и принимает решения, может быть, даже лучше и быстрее, чем я сам, хотя у меня водительский стаж пятнадцать лет. Но я сел за руль почти в тридцать…
Я подумала, что, возможно, Андрей Петрович прав: я решительно не понимала, к чему все это.
— Простите, я не вожу машину.
— А по городу ходите?
— Разумеется.
— На что ориентируетесь, когда нужно что-то найти?
— На какие-то исторические здания, названия улиц, могу заранее по карте посмотреть, — я решила пока не гадать о происходящем и просто поддерживать беседу.
— Вот! — воскликнул Андрей Петрович. — И я так же. За пятнадцать лет за рулем весь город выучил. А он говорит: зачем? — и ездит только по навигатору. Не может сам проложить маршрут. Не знает даже исторического центра. Малую Садовую и Большую Морскую смотрит по коммуникатору, никаких ассоциаций… Не знает ничего вообще, путает всех троих Толстых, уверен, что это Лев написал сказку о золотом ключике. Своей необразованности нимало не стесняется, та же реакция: зачем мне? Когда я спрашиваю: а если тебе все-таки понадобится? — отвечает: посмотрю в интернете!
Это бы ладно, в конце концов, не всем нужны литература, архитектура и искусство. Но по жизни… Они же и там ничего не знают и не умеют. Проходят в школе, но не понимают, как действуют элементарные физические законы. Ничего не изобретают за пределами компьютерных программ и не мастерят своими руками. Мне недавно пожилой учитель труда, вот в его (кивок в сторону младшего сына, которого отец явно привел просто как пропуск в детскую поликлинику) школе, показал застекленную полку со всякими ребячьими поделками и сказал: «Это делали шестиклассники двадцать лет назад. Сейчас никто из мальчишек такого возраста, приходящих ко мне на занятия, такого сделать не может. У них просто не получается, не хватает аккуратности, настойчивости, точности движений. Могут некоторые девочки, они теперь тоже иногда ко мне ходят...» Вам не страшно?
— Нет, пока не особенно, — честно сказала я. — Ваши сыновья не умеют выпиливать лобзиком или не хотят знать, сколько было Толстых. Но зато они могут всякое другое, чего не умели шестиклассники двадцать лет назад…
— Что это — «другое»?
— Ну, то же «срастание» с автомобилем, про которое вы говорили, все эти их гаджеты, которыми они начинают пользоваться сразу после рождения… А кстати, чем занимается ваш старший сын?
— Учится в колледже информационных технологий, на третьем курсе. Сам программы пишет, подрабатывает в интернете…
— Вот видите…
— Вижу. Недавно мы поехали на пикник. Младший решил развести костер: взял два полена, подложил под них рекламный листок и поджег зажигалкой. Потом прибегает ко мне: папа, папа, у меня рекламки уже кончились, а оно все не горит. Я старшего послал помочь и объяснить. Тот говорит: «Надо было специальную жидкость на заправке купить, ею польешь — загорится». — «А без нее?» — «А без нее никак».
Он выжидающе взглянул на меня. Да, я старый турист и могу развести костер во время дождя на болоте… но я по-прежнему не понимала!
— Послушайте, Андрей Петрович, ведь время идет вперед, я, допустим, не умею ткать и печь хлеб в печи, а еще не так давно большинство женщин это умело…
— Очень плохо, — тихо сказал мужчина и опустил плечи. — Очень. Если завтра это чертово электричество в розетках исчезнет? Сколько из них смогут хотя бы смастерить бензиновый генератор? Не говоря уж о том, чтобы построить маленькую гидроэлектростанцию? Сложить печь? Починить что-то? Я ту же машину чинил сам, а сын ездит на станцию…
— А куда же оно исчезнет?
— Куда угодно… Вы о 2012 годе слыхали? Скорее всего, ерунда, но повод задуматься… Современная цивилизация…
Я помолчала, собираясь с силами, а потом ринулась в наступление:
— Современная цивилизация?! А кто, собственно, виноват в том, что ваш сын в 19 лет не умеет развести костер? Кто должен показать и объяснить мальчишке работу основных физических законов? Продемонстрировать, как работает мельничное колесо? Простой мотор? Паровой двигатель? Все способы разведения огня в полевых условиях?..
Странно, но этот диковатый Андрей Петрович меня явно «завел»: моего энтузиазма хватило минут на десять.
По окончании монолога он одобрительно кивнул головой.
— Да, вы правы. Я дом в деревне продал, как отец умер. Мать к себе забрал. Хотел забыть все, стать городским. Неправильно, не надо было, оно все равно лезет. Теперь своим ребятам не додал и сам мучаюсь, тревожусь…
— Еще не поздно, — я кивнула на мальчика, который с явным интересом прислушивался к нашему разговору. — Да и тот, старший…
— Конечно. Да, — сказал он.
И ушел — готовить семью к 2012 году. Я мысленно пожелала ему успеха. Ведь действительно, кто из нас может сказать наверняка, что готов к одновременному исчезновению тока во всех на свете розетках?
Катерина Мурашова
Существует аксиома, из которой нет исключений (ведь на то она и аксиома): "Все, что есть в моей реальности - результат моих подсознательных желаний"
|
|
| |
Сторожея | Дата: Суббота, 22.05.2021, 14:52 | Сообщение # 108 |
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 25420
Статус: Offline
| Гарик, который выжил, когда все рушилосьО бездомном мальчике, который любил учиться и не хотел в приютФото: AFP/East News Много лет у меня сохранялись довольно тесные отношения с бомжами нашего квартала. И вот почему: у меня была собака, огромная дворняга по кличке Уши. Когда-то Уши был взят с улицы и на всю жизнь сохранил твердое убеждение, что самая вкусная еда находится в мусорных баках. Поэтому при малейшей возможности Уши от меня сбегал и отправлялся в вояж по окрестным помойкам. Через некоторое время вслед за ним отправлялась и я, потряхивая поводком и истошно оря: «Уши! Мерзавец! Где ты?!» Копающиеся в мусорных баках бомжи узнавали меня издали и дружелюбно говорили: «Была, была здесь ваша собачка! Сожрала кость и вон туда побежала, за ту хрущевку, минут десять назад как…»
Однажды я возвращалась с работы домой и внезапно была остановлена персонажем весьма недвусмысленного вида и аромата:
— Я дико извиняюсь, но можно ли вас спросить…
Я удивилась. Наши бомжи никогда не просили денег. На еду и выпивку они зарабатывали честным трудом, тачками сдавая во вторсырье все, что удавалось найти на помойках и газонах.
— Вы ведь в поликлинике работаете… Детской, да?..
Я кивнула.
— Так вот, хотелось бы обратиться. Тут, понимаете, такое дело… Мальчонка к нам в подвал прибился. Зовут Гарик. Сколько лет — не знаем. Про семью не говорит ничего. Трудится с нами, а после на равных водку пьет. Нехорошо ведь это? Может, вы бы с ним побеседовали, а?
— Безусловно, нехорошо! — согласилась я. — Но станет ли Гарик со мной говорить?
— Если мы ребром вопрос поставим — станет, — твердо ответил мой собеседник. — Я так понимаю, что ему, кроме как к нам, сейчас податься некуда.
— Хорошо, — сказала я. — Завтра у меня вечерний прием, приходите к семи.
Бомж замялся: «Вечером… понимаете… я не уверен…»
К вечеру мальчишку будет уже некому привести, поняла я. Да еще в каком состоянии будет он сам…
— Ладно. Тогда в четверг к девяти утра.
— Да! Вот это хорошо! Спасибочки вам!
* * *
Люди, собравшиеся у дверей лаборатории, чтобы сдать кровь, расступались, когда они проходили мимо. Регистраторша высунулась в окошко, но, увидев меня, спряталась обратно. Передав мне мальчика с рук на руки, мой знакомый с облегченным вздохом убежал на улицу, по пути нервно закуривая. В гардероб я Гарика не повела. Испачканную известкой и кирпичной крошкой куртку он аккуратно свернул и положил под скамейку в предбаннике. Я попросила его снять обувь (у меня в кабинете ковер) и тут же пожалела об этом.
В нашу первую встречу я ничего у него не спрашивала. Вообще ничего. Просто рассказывала о своей собаке, о работе в цирке и зоопарке, о биологических экспедициях, о виденных мною поселках бичей на побережье Белого и Охотского морей… Гарик слушал внимательно, иногда тихим голосом задавал уточняющие вопросы.
— Еще придешь? — спросила я, когда истек час, отведенный на прием.
— А вы меня не заложите? — спросил он.
— Кому?
Если честно, то это был именно тот вопрос, над которым я думала с самого начала. Кому бы «заложить» Гарика? Разгар перестройки. Все борются за демократию и личное обогащение. Свобода. Первоначальное накопление капитала. Передел сфер влияния. Про детей просто забыли. Социально неблагополучные ребята с минимальной мозговой дисфункцией в школьно-урочное время бегают по улицам стаями. В детских домах происходят вещи, о которых обычным людям лучше не знать, иначе спать не смогут.
Еще через встречу я спросила Гарика: пойдешь в приют? Американцы финансируют…
— Не пойду, — подумав, ответил Гарик. — Это пусть малявки, которые сами прокормиться не могут. Я уже большой.
— А сколько тебе лет?
— Тринадцать, скоро будет четырнадцать. (Он выглядел на одиннадцать-двенадцать, но, скорее всего, виновато было элементарное недоедание.)
— Сколько законченных классов?
— Пять. Но вообще-то я учиться люблю. Мне математика нравится и природоведение.
— Семья есть?
— Есть. Но я туда не пойду, не уговаривайте. Боюсь.
— Бьют?
— Наоборот. Я боюсь, что сам убью. Мать или кого-нибудь из ее хахалей. Если меня сильно разозлить, я себя не помню, хватаю что под руку подвернется. Уже было вообще-то… Я после того и ушел…
— Ага. Вообще-то надо бы тебе в школу, раз любишь учиться…
— Да я понимаю. Но кто меня с улицы возьмет?
* * *
— Боже мой! Боже мой, какой ужас! — тетенька в районо осторожно приложила ладони к лаковой укладке. — Все рушится! О чем они думают, когда рушат?! Ведь их детям жить рядом с этими «Гариками»!
— Может, они своих в Англию отправят? — предположила я.
— И в Англии достанет! — пророчески высказалась чиновница. — Что ж, давайте думать, куда вашего Гарика девать...
* * *
Вместе с коллегой, с которым работала по программе «Врачи мира», сначала звоним в неработающий звонок, потом стучим, потом входим в дверь, которую открывает девочка лет шести — младшая сестра Гарика.
Описывать увиденное не буду. Не хочу. Кроме девочки еще один ребенок, лет четырех. Женщина на кровати. Никаких мужчин.
— Гарик… Он жив?!! — плачет.
— Жив, — говорю я. — Бомжи приютили. Если все будет продолжаться, детей отберем, пособий на них не будет. Хотите, ради Гарика помогу устроиться в поликлинику уборщицей. Решайте.
— Я сейчас… Я все что угодно… — вижу, что врет.
— При вашем образе жизни Гарик, считайте, уже на пороге колонии, — говорю я. — А мог бы в школе учиться, уйти в нормальную жизнь, даже малых вытащить…
— Я сейчас… На фабрике работала, деньги перестали платить, потом уволили, с детьми…
— Решайте!
* * *
Мать умерла через два года — алкогольное отравление. Младшие попали в интернат. Гарик вернулся домой, похоронил мать, поступил в училище — тогда туда брали всех, достигших 14 лет, независимо от законченных классов. Низкий поклон всем, кто это «пробил», они спасли немало судеб. Еще прежде я отправила Гарика на автостанцию помогать «на подхвате» моему другу детства — автомеханику. На станции Гарика любили и жалели. Он готов был работать круглые сутки и часто ночевал там вместе со сторожем.
* * *
Сейчас «Гариков» на улице стало меньше. В Петербурге и вовсе почти не осталось.
Трудно передать словами, как я этому рада.
Катерина Мурашова
Существует аксиома, из которой нет исключений (ведь на то она и аксиома): "Все, что есть в моей реальности - результат моих подсознательных желаний"
|
|
| |
Сторожея | Дата: Воскресенье, 06.06.2021, 11:58 | Сообщение # 109 |
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 25420
Статус: Offline
| Кому завидуют одаренные детиПочему нас неудержимо тянет в стаю, в толпу, на митинг Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru — Нашей дочери 19 лет. Она с нами не пришла, но ей угрожает смертельная опасность.
Уже немолодые мужчина и женщина, говорящие едва ли не хором и многозначительно переглядывающиеся, показались мне смутно знакомыми. Были у меня раньше? Ребенка, девочку, я вспомнить не сумела.
— Э-э-э… Смертельная опасность? Это медицинская или социальная проблема?
— Психологическая! Она уже два раза пыталась покончить с собой.
— У психиатра были?
— У трех психиатров. Никто ничего не нашел, все прописали разные таблетки. Но она их не принимает — говорит, что дуреет от них. И не хочет больше с психиатрами разговаривать.
— А со мной будет разговаривать?
— С вами она тоже встречаться отказалась. Сказала: а уж к ней тем более не пойду. Как мы ее ни уговаривали.
— Замечательно… — я окончательно перестала что-либо понимать. — А кто вам рекомендовал ко мне обратиться?
— Мы были у вас много лет назад. Вы нас, наверное, не помните… — выражение лиц у обоих родителей при этих словах одинаковое, укоризненно-недоумевающее: «Разве можно забыть нашу девочку?!»
— Не помню. Но ваша дочь, судя по всему, меня помнит, и ей здесь в прошлый раз не понравилось…
— Именно так. Мы обратились с жалобой на тики. А вы сказали, чтобы мы прекратили ломать комедию, выпустили нашу дочь во двор (это был конец 90-х) и что таких, как она, девять из десяти… Ей и, признаемся, нам самим было странно это слышать…
— Давайте с самого начала, — вздохнула я.
Удивительно, но я их так и не вспомнила. Хотя, впрочем, рекомендации, якобы полученные ими когда-то, и вправду могли быть похожи на мои…
Девочку звали Луиза. Мама много лет работает в Эрмитаже научным сотрудником, папа — журналист, кинокритик. Луиза с трех лет писала стихи и сама же их иллюстрировала. В пять лет у нее состоялась первая персональная выставка, имевшая успех. Об удивительной девочке писали газеты и журналы. Луиза неоднократно и неизменно успешно выступала по радио и по телевизору. Внешне она была не очень красива, но безусловно оригинальна: большие рот и нос, темные глаза, пышные вьющиеся волосы. Кроме стихов и картин — ранняя детская одаренность: в три года научилась читать, к пяти годам сама прочла всю детскую классику, в шесть увлеклась Толкиеном и Конан Дойлем.
— Во сколько же лет я ее видела?
— В восемь. Луиза училась уже в пятом классе по индивидуальной программе. И вот у нее начались эти тики.
— И что же?..
— Вы спросили про увлечения и друзей. Она показала рисунки и фотографии, где она снята с разными известными людьми. Вы сказали нам, что ее творчество — это проекция наших амбиций, и посоветовали перестать делать из ребенка экспонат передвижного зверинца. И еще, что ранняя детская одаренность в девяти случаях из десяти исчезает без следа к возрасту старших подростков и мы уже сейчас должны думать о том, что случится с нашей дочерью, когда она станет «как все». Мы вас не поняли. Не захотели услышать. Разозлились… И дочь тоже. Когда мы вышли, Луиза сказала: наверное, она просто завидует. Мне или, скорее, вам…
— Она сейчас пишет стихи? Рисует?
— Да. Но стихи для девятнадцатилетней девушки самые обыкновенные, разве что излишне мрачные. А на ее картинах всего три цвета — черный, лиловый, коричневый…
— Скажите Луизе, что я знаю, как работают с завистью. И в любом случае желаю ей успеха в ее попытках наконец-то взять свою жизнь в свои руки.
— В ЛЮБОМ случае? — женщина содрогнулась.
— В любом! — подтвердила я. — И пусть почитает что-нибудь про Ариадну Эфрон.
***
— Как вы поняли, что я завидую?
— Ты всегда завидовала. Этот механизм называется проекция. Родители проецировали на тебя. Ты — на меня. Очень просто. Что ты слышала о себе в детстве чаще всего?
— «Луиза не как все».
— Правильно. А чего тебе хотелось?
— Мне не хотелось быть «как все»! Я ненавижу толпу, стадо, стаю!
— А ты их когда-нибудь видела?
Луиза задумалась.
— Толпа — страшноватый феномен, спору нет, но того, кто вообще никогда не бывал «своим» в группе, в стае, тянет туда почти неудержимо. Просто биология, ведь мы социальные существа. Представление в Колизее. Первомайские демонстрации. Рок-концерты. Митинги солидарности или протеста. Там внутри существует особая, древняя и уникальная разновидность комфорта для человека. Но вряд ли ты справишься.
— Почему это?
— Потому что придется сжечь все поеденные молью «вундеркиндские» одежки. Остаться голой. Без поддержки родителей и психиатров. Без тыла за спиной, без «своих», которых еще предстоит отыскать. Шагнуть в опасное, трудное, неизвестное. Хватит ли у тебя сил? Ведь ты, в сущности, обычная, сильно избалованная в детстве вниманием...
— Хватит меня попрекать моим детством! Я что, кого-то просила?!
— Хочешь кого-то в чем-то обвинить?
— Хочу. Но не буду, — впервые с начала нашей встречи Луиза взглянула мне прямо в глаза. — А где вообще ищут этих ваших «своих»? Мне что, идти на рок-концерт?!
— Я бы посоветовала тебе поехать на Кубу. Но, к сожалению, Фидель Кастро состарился и больше не выступает перед народом, как раньше. Говорят, в молодости он мог держать толпу в течение шести часов и все слушатели находились просто в коллективном экстазе. У нас подобным талантом обладали Троцкий и Керенский, у немцев — Гитлер и Геббельс…
— Да идите вы…
— Знаешь, ведь на самом деле я тебе просто завидую. Если не повесишься, у тебя впереди столько всего интересного…
— Посмотрим! — с вызовом сказала Луиза.
— Успехов! — откликнулась я.
***
Уже поставив точку в этом материале, я ради интереса набрала фамилию Луизы в интернете — и тут же наткнулась на ее стихи на каком-то литературном сайте. Стихи были вызывающе банальны:
«И девочка, на звезды щурясь, пьет
За тех, кто в море, горькое вино…»
«Кажется, она нашла "своих"», — с удовольствием подумала я.
Катерина Мурашова
Существует аксиома, из которой нет исключений (ведь на то она и аксиома): "Все, что есть в моей реальности - результат моих подсознательных желаний"
|
|
| |
Сторожея | Дата: Воскресенье, 27.06.2021, 12:34 | Сообщение # 110 |
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 25420
Статус: Offline
| Кошмар, превратившийся в радость
Мечтая о счастье, мы даже не подозреваем, с какой неожиданной стороны оно может прийти
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Маленькая, аккуратная немолодая женщина с отчетливой сединой в гладко зачесанных назад волосах. Двое мальчишек увлеченно возятся на ковре с игрушечным грузовиком и огромным экскаватором. Задаю им вопросы (отвечают, но не сразу), листаю карточки. Сережа Гамсахутдинов — 11 лет, органическое поражение головного мозга. Юлий Гамсахутдинов — 6 лет, врожденные проблемы с почками, уже было две операции, одна совсем недавно.
— Сережа пошел в пятый класс, и сразу же стал не успевать по всем предметам, — говорит женщина, представившаяся Беллой. — Хотя мы с ним очень много занимаемся. Классная руководительница говорит, что надо переводить в специальную школу для умственно отсталых. Я пришла с вами посоветоваться…
— А что же было в начальной школе?
— В первых двух классах не знаю, а потом он опять пошел во второй класс и была очень хорошая учительница: она ему разрешала дома что-то сделать, или после уроков, и ставила за это оценки. Я вижу: если его не торопить, он может посидеть и даже сам сообразить. Просто ему время нужно и чтобы вокруг было спокойно.
— Почему вы не знаете про первые два класса?
— Я — опекун. Обоих.
— Родители мальчиков?
— Отца (или отцов?) мы не знаем. Их мать, моя двоюродная сестра, умерла больше двух лет назад. Там все давно было плохо: она не работала, алкоголь, наверное, наркотики тоже…
— А ваша семья?
— Я всегда жила с мамой (папа рано умер). Теперь мама тоже умерла, но она всегда жалела Юлю, мать мальчиков, хотела, чтобы я с ней общалась, дружила. Юля была веселой, легкой и доброй, но при ее образе жизни у нас с ней не было ничего общего. Мама до самого конца винила себя в том, что не взяла Юлю к нам после смерти своей младшей, любимой сестры. Говорила, что если бы Юля подростком не осталась с отцом и мачехой, вся ее жизнь сложилось бы по-другому.
«Да, вот так оно и бывает, — подумала я. — Мать много лет испытывала чувство вины за трагическую судьбу племянницы, а в результате ее родная, уже немолодая и с явными признаками “синечулковости” дочь взвалила на себя двух больных мальчишек, один из которых к тому же отстает в развитии…»
— Белла, как вы справляетесь?
— Знаете, теперь уже немного привыкла, — грустно улыбнулась женщина. — Да и они стали как-то потише. А поначалу у меня просто волосы дыбом стояли (я с ироническим сомнением взглянула на ее «прилизанную» прическу, а она, улыбаясь, закивала головой: да, да, да, стояли!). Они все время кричали. Просто кричали, и непонятно, что им было надо.
— Они привыкли, что только так можно привлечь внимание матери. Не умели иначе.
— Может быть. И еще они ничего не понимали. Что нужно мыть руки после туалета, садиться за стол, чтобы поесть, что вечером нужно вести себя тише, чтобы не тревожить соседей, и нельзя все время смотреть телевизор… За все это мне приходилось бороться каждый день по много раз, а я сами видите какой борец, даже голос повышать не умею, мы с мамой всегда очень тихо разговаривали и почти не смотрели телевизор, мама практически до самой смерти много читала, и я тоже люблю…
— Да уж, нелегко вам пришлось…
— Сейчас намного лучше. Только вот у Юлечки стала отказывать почка, пришлось оперироваться, а у Сереженьки сразу вслед за этим начался панкреатит, и еще вдруг развилось косоглазие, но это тоже удалось исправить…
Я от всей души сочувствовала этой маленькой отважной женщине, которая всю жизнь прожила в тишине и покое и вдруг, уже на склоне лет, попала как кур в ощип. И ничего как будто бы не боится. И ни на что не жалуется. «Делай что должно и будь что будет» — но не на словах, а в действии.
Я была с ней максимально белой и пушистой, какой только вообще могла быть. Мы сначала согласно с ней устроили Сережу в спецшколу, а потом также согласно забрали его оттуда: благодаря заботам и занятиям с Беллой он был выше уровнем, чем собравшиеся там «тяжелые» дети, и обучение в этой школе не ускоряло, а тормозило его развитие — он «подстраивался» под окружение. Оказалось, что Сережа любит клеить и собирать модели. Белла отдала его в соответствующий кружок, и он готов был ходить туда каждый день, а потом по много часов сидеть дома за тем же занятием. По моему совету склеенные (а потом и спаянные — он научился работать с паяльником) модели дарили учителям и одноклассникам. В дворовой школе Сережу иногда дразнили дебилом, но все же вполне принимали, у него были друзья, а социальные риски из-за его заторможенности и домоседства с моделями грозили ему умеренно. Юлию сделали еще одну операцию и полностью восстановили функцию одной почки (вторую пришлось удалить). Его интеллект оказался вполне сохранен, первый класс он учился на дому, а потом категорически потребовал: «Отдайте меня в школу!»
Однажды, советуясь со мной по поводу истерик, которые иногда случались у Юлия (я, как всегда с ней, старалась быть максимально мягкой и «принимающей»), Белла с вдруг с любопытством, наклонив голову, заглянула мне в глаза и спросила:
— Что это вы такое делаете? У меня иногда возникает впечатление, что вы то ли хотите мне что-то сказать, но не решаетесь и время тянете, то ли я как будто в зеркало смотрю…
«Вообще-то оказываю поддержку по Карлу Роджерсу, — подумала я. — Но у меня, кажется, не очень получается?»
— Э-э-э… — сказала я вслух.
— Вам меня жалко? — проницательно предположила Белла.
«Жалость унижает человека!» — в памяти неожиданно всплыла идиотская фраза из прочитанного в юности советского романа.
— Не в этом дело…
— Моя нынешняя жизнь — кошмар по моим прежним меркам, но я счастлива впервые в жизни, — все с той же тихой улыбкой сказала Белла. — Что и кто я была прежде? Клонящийся к закату одинокий бухгалтер, синий чулок. А теперь они ждут меня, виснут на мне, ласкаются по вечерам, вопят от радости, когда я приношу им пустяковые подарки, Юлечка уже два года называет меня мамой, а Сережа — я вижу это — тоже хочет, но пока стесняется. Я живу, а ведь могла бы и вообще никогда не узнать, что это такое! А трудности… что ж, мы их преодолеем, а если и не получится — мы честно пытались, это всегда лучше. А вы нам, кстати, очень помогаете. Большое спасибо ЗА ТО, что всегда можно прийти, поговорить…
Черт побери, это ОНА МНЕ оказывала поддержку!
— Вам кажется, что я хочу что-то сказать? — переспросила я. — Так и есть. Вы думаете, мне вас жалко? Ничего подобного. Я вами восхищаюсь.
Катерина Мурашова
Существует аксиома, из которой нет исключений (ведь на то она и аксиома): "Все, что есть в моей реальности - результат моих подсознательных желаний"
|
|
| |
|