Это просто удивительно, как мы, женщины, постоянно совершенно автоматически «обнуляем» себя в разговорах с окружающими. Мы моментально обесцениваем комплименты, которые получаем, мы спешим сообщить всем, насколько мы далеки от совершенства, мы как будто умоляем окружающих: «ну согласитесь, согласитесь же со мной, что я не так уж и хороша!»
Сколько женщин в ответ на «как Вы сегодня хорошо выглядите!» просто ответит «Спасибо» и мило улыбнется? Нет, мы закатываем глаза и спешим сообщить, что 1) мы сегодня всю ночь не спали, поэтому глаза красные 2) у нас дикая мигрень и вообще… 3) голова не мыта уже Бог знает сколько 4) мы вообще сегодня не успели накраситься…..
«Как Вам идет это платье!» – «Ой, да что Вы! Ему 100 лет, я его вытащила сегодня с антресолей, а куплено оно еще в середине 80-х…»
«Вам очень к лицу эта прическа!» – «Господи, да я сегодня вообще практически не расчесывалась, так спешила!»
Откуда это в нас? Мы что, искренне считаем, что нами нельзя восхищаться? Мы стремимся доказать собеседнику, что он неправ, потому что мы на самом деле думаем, что ничего не стоим? Нет, конечно. Мы любим комплименты и нам очень и очень приятно. Почему же мы совершенно «на автомате», ни на секунду не задумавшись, спешим уверить в обратном? Спешим «обнулить» сказанное, тут же полностью обесценив себя?
Думаю, что это в русской и советской женщине заложено воспитанием и православной культурой. Не «Бриллианты – лучшие друзья девушек», а «Лучшее украшение женщины – скромность» – вот девиз, сопровождавший по жизни наших мам и бабушек и внедряемый нам с детства. Не Скарлетт О’Хара была для нас примером, не Лиз Тейлор и Ава Гарднер, а тихие и скромные образы тургеневских героинь и по-советски задорные, лишенные сексапила кинообразы Надежды Румянцевой. Эти образы программировали наше отношение к себе с детства. Поэтому и «ой, да что Вы!» вылетает у «наших» женщин совершенно автоматически, на бессознательном уровне, в то время, как на уровне сознания мы как раз хотим сказать «Спасибо». Кроме того, нас просто НЕ УЧИЛИ быть женщиной каждую минуту своей жизни. Не было таких задач в советском обществе. О «вреде православия» для воспитания женщин напишу отдельно. Однако хочется заметить, что программа «мы с тобой-одно целое» заложена именно христианством. Женщина воспринимает мужчину не просто как самого близкого человека (с кем и посоветоваться, как не с ним), а как часть себя самой, идентифицирует себя с ним. И подставляется. Потому что вы – не одно целое.
Сейчас молодые девчонки уже не читают ни Тургенева, ни Пушкина, а читают Cosmo и Hello…. Так нет же – у них то же самое! Недавно в присутствии 23-летней девушки была затронута тема модных трендов этого лета. «Ой, нет! Я длинные платья носить не могу – у меня короткие ноги!», поспешила всем сообщить девушка (ноги у которой совершенно нормальные).
И это далеко не только забавно – обесценивая себя вот так, «по мелочи», мы не просто продолжаем программировать в себе нелюбовь к себе, мы программируем окружающих, в том числе мужчин, на то, чтобы и они перестали нас ценить! В той же истории с девушкиными «короткими ногами» – не было человека вокруг, который бы тут же не посмотрел на ее ноги, желая найти подтверждение тому, что они и правда короткие. Хотя до этого такая мысль просто никому не приходила в голову.
В отношениях зачастую происходит то же самое – мы полностью «открываемся» и путаем мужчину с подружкой, продолжая ежедневно слегка «обнулять» себя. «А у меня в этом платье не очень короткие ноги?», спрашивает девушка парня. Ведь это наш самый близкий человек, он, конечно, все поймет правильно! Девушка ожидает, что он поймет: НА САМОМ ДЕЛЕ она специально сейчас себя чуть-чуть принизила, как бы «для проверки». Она просто хочет еще раз убедиться в том, что нравится, услышать в ответ, что она самая красивая на свете и в этом платье, и в другом, а лучше вообще без платья! Но мужчины устроены по-другому. Они не проходят подобных проверок:) Через несколько лет мужчина будет искренне считать, что у нее и правда короткие ноги. И наступит момент, когда этот мужчина ей скажет что-нибудь типа «ну тебе лучше это не надевать, это для девушек с длинными ногами…» Поймет ли девушка в этот момент, что сама заложила в голову парня программу «обнуления»? А эту программу, коль скоро она запущена, очень сложно стереть и поставить новую. Мужчина трактует наши безобидные реплики как нелюбовь к себе, у которой есть основания. Если она так относится к себе, значит, и я могу к ней относиться так же, а то и похуже. Наша самооценка отвечает на такое отношение постепенным, но неуклонным падением, формируя истинную нелюбовь к себе. В то же время у мужчины может возникнуть ощущение собственной невероятной ценности. «Я ценен, а она – нет. Найду-ка я себе по-настоящему ценную женщину». Со всеми вытекающими последствиями. Анастасия Белова |