Сторожея | Дата: Среда, 16.09.2015, 13:09 | Сообщение # 1 |
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 25421
Статус: Offline
| Начну с банальности. Мы общаемся друг с другом при помощи речи - второй сигнальной системы. Именно в качестве средства общения (передачи сообщений) большинство из нас свою речь и воспринимает. Между тем, как и в любой области, существуют мастера речи, ораторы, которые превратили эту сигнальную систему в искусство. У меня случайно есть запись какой-то речи Геббельса. При том, что немецкий мне знаком на уровне "Айн, цвай, полицай", могу признаться, что воздействие его голоса несомненно. Был бы он диджеем, цены бы ему не было.
Владение голосом и умение убеждать было с древности ценным и ценимым свойством культурного человека. Причем только и именно его. Для солдат, крестьян и рабов это умение было не только ненужным, но и даже неуместным. Незачем плебею уметь убеждать, это может оказаться вредным для государства, а ну как поведет за собой толпы… Вот и нас в течение всего социалистического периода нашей истории не учили говорить в большей степени, чем это требовалось для служебной коммуникации. Даже и сейчас риторика и полемика - нечастые предметы даже в так называемых "элитных" школах и колледжах. Между тем, многим из нас отнюдь не помешало бы владение своим голосом если не на уровне трибуна-патриция, то хотя бы так, чтобы выделиться из общей невнятной массы.
Я далек от мысли в короткой статье сделать кого-либо великим оратором, но могу привести несколько упражнений, которые, будучи правильно выполнены, помогут любому человеку быть услышанным.
Основа любой речи - голос. Когда мы слышим хорошо выступающего человека, обладающего звучным, внятным и красивым голосом мы говорим: "Вот же дал бог голосину!", несмотря на то, что бог тут вовсе и ни при чем, а цена этому голосу - старания и упражнения. Опять же, не всякий из нас сгодится в оперные певцы, но…
Мне приходилось вести занятия по выразительным средствам (пластика, мимика, голос), и голос я всегда оставлял на потом. Дело в том, что занятия проходили в игровой форме, и время от времени мне было необходимо обратить на себя внимание нескольких шумно обсуждающих очередное задание групп. Я легко (относительно) заглушал их, но только если не "ставил" им предварительно голос. В этом случае приходилось пользоваться свистком. На занятиях по риторике, конечно, с голоса приходилось начинать, но и занятия эти проходили организованнее.
Итак, как я и обещал, несколько упражнений. Все упражнения следует выполнять последовательно, и не переходить к следующему, пока вы не освоили предыдущего.
Упражнение №1
Встаньте прямо. Это все упражнение. Нужно именно встать прямо, чтобы грудь смотрела вперед-вверх, и губы были направлены туда же, даже если вам будет казаться, что голова у вас несколько запрокинута. Это необходимое условие хорошего звука, поскольку зажатые легкие и искривленная трахея на вместе с направленным куда-то в пол звуком никогда не приведут вас к успеху. Легкие должны быть расправлены, шея прямой, и ощущение в теле должно быть этакое "предполетное". Эту позицию следует довести до автоматизма, поскольку, когда вы обсуждаете важные вещи, вам некогда отвлекаться. Повторяйте упражнение несколько раз в день.
Упражнение №2
Положите одну руку себе на живот, вторую - на грудь. Вдохните и выдохните только животом, чтобы рука на груди оставалась неподвижной. Затем наоборот, только грудью. Финальный этап - вдох и выдох грудью и животом одновременно, так называемое "полное" дыхание. Именно такой вдох позволит вашим легким не только запасти достаточно для длинной фразы воздуха, но и сделает легкие резонатором, дающим громкость и тембр. Особое внимание надо обратить на плавность движения живота и грудной клетки, без рывков и неравномерностей. Научитесь дышать полным дыханием без затруднений, привычно, независимо от того, хотите вы что-то сказать или нет. Это дыхание тоже должно быть доведено до автоматизма.
Упражнение №3, самое сложное
Это упражнение лучше выполнять вдалеке от людей, в лесу или в поле, либо напротив, в звукоизолированном помещении. Дело не только в том, чтобы не мешать ближним, но и в том, чтобы сознание того, что вас слышат, не стесняло вас.
Вообще, если честно, я стараюсь не давать это упражнение для самостоятельного выполнения, его лучше контролировать, но в данном случае выбора нет.
Маленькое отступление: в детстве нас шпыняли за слишком громкие крики. И мы отучились говорить громко. Иногда до слез доходит, когда я добиваюсь "открытия" голоса от какой-нибудь скромницы. Страшно, понимаете. Тем не менее надо себя преодолеть.
Итак: Встаньте прямо, сделайте полный вдох, раскройте рот пошире: и громко крикните вверх-вперед: "А-а-а-а!" Постарайтесь не сдавленно визжать "Вя-я-я-я!", а сделать открытый, мощный и свободный звук, как шаляпинское "Ы-эх!". Это не всем так просто сделать, как написано. мы привыкли для крика форсировать голос, а этого как раз не надо. И не пытайтесь меня убедить, что вы так не можете, что у вас от природы голос слабый, на занятиях это получалось у всех без исключения, хотя с некоторыми приходилось попотеть.
Критерий правильности: прислушайтесь к вашему "А-а-а!" и прикиньте, можно ли таким голосом петь "Эх, вдоль по Питерской", будет ли это органично. Если да, то все в порядке.
Имейте в виду, что в данном случае главным резонатором выступают легкие, поэтому для того, чтобы вас было слышно, у вас должна быть прямая шея и очень широко открытый рот.
Упражнение №4
Теперь надо протянуть это громкое и свободное "А" как можно дольше. Если воздух кончился, не пытайтесь выхрипывать, кончился так кончился, вы не на соревновании по длительности звука. Но секунд хотя бы на десять вас должно хватить. Громкий звук, как оказывается, не требует большого расхода воздуха. Если ваше "А" обрывается резко и раньше, это означает, что вы так и не смогли "отпустить" свой голос, вы все еще боитесь его. Положите руку на грудь и ощутите, как вибрирует ваша грудная клетка.
Упражнение №5
"А" - звук, формирование которого главным образом в легких. А вот звук "О" формируется в горле. Встаньте прямо, изобразите губами хорошее, открытое, круглое "О", положите руку на горло, и с полного вдоха протяните это "О" так же, как до этого "А". Рука должна ощутить вибрацию, громкость должна быть такой же.
Упражнение №6
Звук "У". Этот звук резонирует во рту. Положите пальцы на щеку, и точно так же: встав прямо и с полного вдоха протяните "У-у-у", точно так же ощутив вибрацию.
Упражнение №7, тоже сложное
Резонатор звука "М" - пазухи черепа. Закройте рот и выдайте звук "М", положив ладонь на макушку. Если вибрация не чувствуется, значит вы сачкуете. При хорошем звуке неприятно вибрируют зубы и дрожит изображение, но это не страшно.
Упражнение №8
А теперь с самого начала: встанем прямо, сделаем полный вдох и попробуем соединить все четыре звука в одну непрерывную последовательность, плавно переключаясь с резонатора на резонатор. Постарайтесь, чтобы не было скачков в тембре и громкости. Древняя мантра "А-О-У-М" в результате оказывается всего лишь дыхательным упражнением.
Упражнение №9
Вас не удивит, что в языке есть еще и другие буквы. Особенно много согласных. Для того, чтобы их было слышно на такой громкости, вам придется произносить, артикулировать их особенно отчетливо. Возьмите томик стихов (лучше Пушкина) и читайте их по строкам, не торопясь, так, чтобы каждую букву было четко слышно. Даже если вам будет казаться, что вы артикулируете чрезмерно, на самом деле вы вряд ли подниметесь выше среднего уровня актерской речи. Не верите - попросите кого-нибудь послушать и оценить. Старайтесь изо всех сил. Можете записать себя на диктофон и прослушать.
Маленькое отступление. Сейчас и далее речь пойдет об интонации. Интонация состоит из изменения громкости, высоты тона, скорости и использования пауз. Паузы более относятся к ритму речи и к смысловой ее составляющей, поэтому в этой статье мы не будем их трогать.
Упражнение №10
Вы уже попробовали издать самый громкий возможный звук. Теперь попробуйте издать самый тихий. Не шепот, а голос, причем ровный и уверенный.
Упражнение №11
Теперь пройдитесь несколько раз на "А" от самого громкого к самому тихому, плавно: без рывков и срывов.
Упражнение №12
А теперь вам надо найти несколько уровней громкости, которые вы можете выдавать по заказу. У актеров таких уровней может быть и десяток и больше, их так и называют: "первый голос", "второй голос" и так далее. И актер в состоянии сказать что-то именно конкретным голосом, не громче и не тише. В вашем случае будет хорошо, если у вас таких голосов наберется хотя бы пять.
Упражнение №13
Найдите самый высокий и самый низкий звуки, которые вы можете издать.
Упражнение №14
Теперь в найденном диапазоне определите свой "комфортный" поддиапазон, те самый высокий и самый низкий звуки, которые вы можете издать не напрягаясь и с сохранением тембра. Между прочим, и диапазон голоса и комфортный диапазон развиваются с тренировками.
Упражнение №15
Пройдите несколько раз плавно от самого низкого до самого высокого в комфортном диапазоне звука и обратно.
Упражнение №16
Теперь то же самое, читая стихи.
Упражнение №17
Найдите самую медленную и самую быструю скорость вашей речи, при которой она звучит естественно.
Упражнение №18
Попробуйте читать стихи: одну строчку быстрее, другую медленнее. Постарайтесь научиться менять скорость и плавно, и резко, и заметно, и не очень.
Упражнение №19, хитрое
Возьмите колоду карт, оставьте в ней только картинки и десятки. Откройте пару карт. Первая карта означает начальную громкость, вторая - конечную.
Туз - громко, Король - довольно громко, Дама - обычно, Валет - довольно тихо, Десятка - тихо.
Читайте стихи по две строчки, переходя от начальной громкости к конечной.
Упражнение №20
Используя карты из упражнения №19, употребляйте их в качестве указателей высоты тона:
Туз - высоко, Король - довольно высоко, Дама - обычно, Валет - довольно низко, Десятка - низко.
Читайте стихи по две строчки, переходя от начальной высоты тона к конечной.
Упражнение №21
Используя карты из упражнения №19, употребляйте их в качестве указателей скорости:
Туз - быстро, Король - довольно быстро, Дама - обычно, Валет - довольно медленно, Десятка - медленно.
Читайте стихи по две строчки, переходя от начальной к конечной к конечной.
Упражнение №22, еще более хитрое
Используя те же карты, открывайте по четыре карты: первые две карты - начальные громкость и высота тона, вторые две карты - они же конечные.
Упражнение №23
То же самое, только карты указывают громкость и скорость
Упражнение №24
Высоту тона и скорость
Упражнение №25, совсем хитрое
Если вы ухитрились выполнить предыдущие три упражнения, то попробуйте открывать по шесть карт. Первая пара - начальная и конечная громкость, вторая - высота тона, третья - скорость.
Вы поразитесь, какое разнообразие интонаций, от трагической до торжественной, вы получите при помощи этого простого способа.
И напоследок, для самых старательных, кто хочет добиться вершин использования своего голоса для влияния на окружающих:
Упражнение №26
Произнесите пословицу или стихотворную строку, выделяя ключевые слова при помощи изменения:
громкости
высоты
тона
скорости
Упражнение №27
Произнесите пословицу или стихотворную строку, выделяя РАЗНЫЕ слова при помощи РАЗНЫХ способов. Например, одно слово громкостью, второе скоростью, третье высотой тона. Обратите внимание, как от этого меняется смысл произнесенного.
Вот, пожалуй, и все. Говорите смело, вас непременно услышат.
Александр Лебедев
Существует аксиома, из которой нет исключений (ведь на то она и аксиома): "Все, что есть в моей реальности - результат моих подсознательных желаний"
|
|
| |