Право человека на себя Добродетель эгоизма
Айн Рэнд
Издательство «Альпина Паблишерз», 2011 г.
Гениальный человек часто задает вопросы, которые не решаются задать другие. Один из таких вопросов сформулировала Айн Рэнд: «Имеет ли человек право жить для себя, ставить во главу угла свои собственные интересы?» И не только дала положительный ответ, но и построила для его обоснования стройную и рациональную этическую систему. Она показала, что забота человека о себе вытекает из самой природы жизни, и поэтому имеет неоспоримую нравственную ценность.
Понятие «эгоизм» стало пугалом «добропорядочных» людей, превратилось в синоним злонамеренности и коварства – но его словарное определение не подразумевает моральной оценки и не означает ничего иного, кроме заботы о собственных интересах. И если человек преследует личные интересы при помощи разума, а не капризов и случайных прихотей, ему не нужно прибегать для этого к обману и насилию, а также нарушать права окружающих.
Эгоизм, в отличие альтруизма, предполагает существование человека, который самостоятельно обеспечивает себя, не принося в жертву ни себя, ни других. Он не считает, что человек должен отдавать себя на потребу пресловутым «коллективным интересам» (за маской которых явственно видны физиономии людей, которые присвоили себе право говорить от имени коллектива).
Альтруизм в своих крайних формах ведет к моральной деградации, поскольку служением «общему благу» и «высшим интересам» можно оправдать любое преступление против отдельной личности. История знает тому массу примеров: кровавые диктаторы всегда выступали в роли «отцов народов». Но это лишь полбеды: альтруизм аморален, потому что не дает людям получать по заслугам. Говоря о необходимости «справедливого распределения», он наказывает успешных за их успех и отнимает плоды их труда – и при этом награждает неудачников за их неудачи, давая им незаслуженное добро. Альтруизм систематически уничтожает творцов и предпринимателей, плодя завистливых паразитов.
Эгоизм рационален. Он взывает к человеческому разуму, к его способности самостоятельно думать, анализировать и делать выводы. Альтруизм, напротив, глубоко иррационален. Поскольку идеалу альтруизма крайне сложно соответствовать (что не удивительно, ведь этот идеал противоречит природе жизни), в человеке возникает глубокое чувство вины – и он становится удобным объектом манипуляций.
Но если все люди будут эгоистами – каким станет общество? Не превратится ли оно в арену бесконечной вражды? Чтобы увидеть беспочвенность этих опасений, нужно понять основной принцип взаимоотношений эгоистичных людей – принцип обмена ценностями.
Те, кто живут по принципу обмена, никогда не отдают и не берут ничего задаром. Это относится ко всем сферам их жизни: личным и общественным, частным и публичным. Люди, ставящие принцип обмена во главу угла, хотят, чтобы их любили не за слабости и недостатки, а за добродетели.
Таким образом, эгоистичные люди исключают из своих отношений всех, кто не согласен жить по принципу обмена: «Паразиты, попрошайки, воры, дикари и разбойники не имеют для человека никакой ценности; точно так же он не может получить никаких преимуществ от общества, которое озабочено их нуждами».
Часто можно слышать, что любовь подразумевает жертвенность. Но Айн Рэнд категорически не согласна с этим:
«Любовь и дружба – это крайне личные, эгоистические ценности. Беспокойство о благополучии тех, кого человек любит, - это рациональная часть его личных интересов. Человек получает от самого существования того, кого он любит, крайне личную и эгоистическую радость».
Предвзятость против эгоизма крайне сильна. Вот почему достойно уважения интеллектуальное мужество Рэнд, которая писала свою книгу с уверенностью, что «это понятие не должно быть отдано на растерзание врагам рода человеческого, равно как и бездумному непониманию, искажениям, предубеждениям и страхам, свойственным невежественным и неразумным. Нападки на «эгоизм» - это нападки на человеческое достоинство; отказаться от одного – значит отказаться и от второго».
За сорок с лишним лет, которые прошли с первого издания этой книги, она не утратила остроты и актуальности. Всем, кто готов прислушаться к ее идеям, она поможет найти выход из многочисленных тупиков и неразрешимых противоречий традиционной морали.
Источник