Однажды я прочел историю о двух ковбоях, которые ехали из церкви, где они только что прослушали проповедь о десяти заповедях. "Есть ли среди них такая, которую ты не нарушил?" - спросил один. "Я думаю, да, - ответил другой, - я никогда не делал себе кумиров и изваяний". Я также слышал историю о горьком пьянице, который зашел в церковь во время общей молитвы, когда прихожане хором повторяли слова: "Господи! Мы делали то, что не должно, и мы не делали того, что должно". Услышав это, он радостно воскликнул: "Наконец-то я нашел себе подходящую компанию!" Я часто думаю о том, что мы все принадлежим к этой компании.
Согласно церковному учению, к семи смертным грехам относятся гордость, жадность, похоть, гнев, обжорство, зависть и лень. В свое время я совершал каждый из этих грехов, и я не уверен, что полностью свободен от них сейчас.
Но всякий раз когда я размышляю о плохих вещах, которые я сделал, и хороших вещах, которые я не сделал, ко мне на память приходят слова Шри Рамакришны, великого индийского мистика: "Несчастный, который твердит: "я раб, я раб", еще сильнее порабощает себя. Кто без конца повторяет: "я грешник, я грешник", в действительности становится грешником".
Сидеть и сокрушаться о собственной недостойности так же неправильно, как и упиваться собственным величием. Иисус учил, что мы призваны любить своих ближних как самих себя (Матфея 22:39). Но могу ли я любить своего ближнего, если я не люблю себя? И если я проявляю жестокость к себе, не придется ли мне однажды убедиться в своей жестокости к окружающим?
Вместо того чтобы сокрушаться о добрых поступках, которые я не совершил, я предпочитаю думать о делах, которые я могу совершить в данное время и в данных обстоятельствах.
Нам всем присуща человечность. Время от времени мы падаем или ощущаем свою неспособность чего-либо сделать. Жизнь представляет собой эволюционный процесс, и мы прошли долгий путь прежде чем занять уровень, на котором находимся сейчас. Тем не менее, мы не проявляем в полной мере всех своих способностей. Мы делаем лучшее, на что способны в данное время и в данных обстоятельствах. Временами нам может казаться, что этого недостаточно.
Да, мы все допускаем промахи - но улучшится ли точность наших "попаданий", если мы будем только и делать, что о жалеть собственных ошибках? Конечно же, нет. То, о чем мы постоянно думаем, будет все больше и больше становиться реальностью нашего жизненного опыта.
Я убежден, что если мы хотим раскрыть свой потенциал в наибольшей степени, нам всем необходимо научиться прощать самих себя и окружающих нас людей.
Почти сто лет тому назад, Чарльз Филмор написал маленькую брошюру, озаглавленную "Истинное лекарство". С тех пор, она оказала неоценимую помощь тысячам последователей Единства. Она начинается словами: "Существует ментальное упражнение, которое способно исцелить любую болезнь, которую наследует плоть. Оно заключается в следующем: каждый вечер на протяжении получаса, пребывайте в медитации, мысленно прощая всех людей, на которых вы обижены или к которым вы испытываете антипатию".
Мистер Филмор наверняка думал о каких-то конкретных людях, которых ему было сложно простить. Такие люди есть в жизни большинства из нас. Простить того, кто нанес обиду нам или близкому нам человеку - непростая задача. Я также считаю, что мистер Филмор хотел особо подчеркнуть необходимость ментального прощения. Порой мы говорим "я прощаю тебя", хотя наше сердце по-прежнему полно обиды. Если мы будем настойчиво думать и говорить о прощении, идеи прощения будут работать в нашем сердце. Раньше или позже мы обнаружим, что мы действительно простили причинившего нам боль человека, а также освободили себя.
Однажды я видел сон, в котором черти волокли меня в ад. Я закричал что не верю, что Бог действительно мог сотворить ужасное место вечных мучений. Черти засмеялись и сказали, чтоб я посмотрел по сторонам. Я увидел вокруг себя людей, которых в минуты обиды считал заслуживающими адского осуждения.
Мы не можем лишать никого из людей Божьей любви, не лишая при этом себя Божьей любви. Ожесточенное сердце - разве это не ад? Мы ожесточаем свое сердце всякий раз, когда отказываемся прощать себя или других людей.
Кто больше страдает: человек, которого не прощают, или же тот, кто отказывается простить? Ваш обидчик продолжает жить как ни в чем не бывало, в то время как ваше сердце наполняется горечью при одной мысли о нем.
Иисус, перенесший посмеяние, унижение, боль и смерть, молился о своих обидчиках: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Луки 23:34).
Кто из нас по-настоящему ведает, что он делает? Кто из нас до конца осознает, почему он находится на земле и куда он идет? Кто из нас, смотря на жизнь со всеми ее требованиями и ограничениями, может сказать что постиг смысл этой тайны? Мы все — чужаки в чужой стране. Я не могу допустить, что создавший нас Бог осудит нас за то, кто мы есть.
Мне нравится история о еврейском портном, которому однажды не удалось попасть на богослужение в синагогу во время праздника Йом Кипур. Когда его друзья пришли к нему на следующий день, укоряя его за то что он лишил себя возможности помолиться об искуплении своих грехов, портной сказал им: "Мы с Богом заключили договор. Если Он простит мне мои грехи, я прощу Ему Его грехи".
Я верю, что Бог прощает меня вне зависимости от того, прошу ли я у Него прощения. Бог есть любовь, а любовь есть прощение. Непростительный грех - это мое непрощение, которое закрывает мое сердце от Божьей любви и Божьего прощения.
Прощение - это состояние разума, которое включает в себя каждый аспект нашей жизни. Оно охватывает наше отношение к самим себе, к окружающим и наши отношения с Богом. Прощение принимает нас самих такими, какие мы есть, и принимает наших ближних такими, какие они есть, осознавая наше единство друг с другом. Прощение возможно в том случае, когда мы позволяем любви Божьей проявиться через нас и охватить собою все.
О Бог, который есть Любовь! Пусть мерой моего достоинства будут не моя слабость, а моя сила, не мои падения и недостатки, а мои высочайшие стремления, не тот путь, который мне еще предстоит пройти, а тот, что уже был пройден, не мой страх, а моя вера. Помоги мне полностью избавиться от осуждения по отношению к себе и к моим ближним, и понять, что любовь есть исполнение закона. Пусть мое суждение будет уравновешено милосердием. Пусть моим законом будет любовь.
Источник
|