Вообще говоря, существует пять различных потоков китайского цигун, которые распространились по всему миру. Все они берут начало в даосизме, буддизме или конфуцианстве и делятся на активный, активно-пассивный и пассивный стили. В китайской терминологии они называются стилями Инь, Инь/Ян и Ян. Инь, подобно луне, подразумевает пассивные, женские аспекты нас самих и того, что нас окружает. Китайский иероглиф для обозначения Инь переводится как "теневая сторона", а иероглиф для обозначения Ян - как "светлая сторона".
Ян, подобно солнцу, подразумевает мужские аспекты нас самих и того, что нас окружает.
Самую распространенную ветвь цигун как на Востоке, так и на Западе составляют, по-видимому, всевозможные боевые искусства, в которых используются, главным образом, физические упражнения для усиления тела и ума, чтобы развить их способность оказывать сопротивление физическим или моральным атакам. Кроме того, они заменяют физические упражнения монахам, которые большую часть времени проводят в медитации и не уделяют достаточного внимания своему телу.
Ко второй категории относятся строго медицинские упражнения цигун, очень распространенные в Китае, а недавно ставшие популярными и в Японии. Эти упражнения предназначены для борьбы с болезнями и обеспечивают здоровье практикующего за счет накопления жизненной энергии в нижней части брюшной полости. Кроме того, они ставят своей целью продление жизни. Подобно боевым искусствам, упражнения медицинского цигун принадлежат к потокам Ян.
Конфуцианский цигун принадлежит к потоку Инь и предназначен, главным образом, для того, чтобы успокоить ум и сделать его восприимчивым к духовной мудрости.
Даосский цигун включает как активные, так и пассивные упражнения. Сюда входит множество дыхательных упражнений, внутренний массаж, визуализация и физические упражнения, что помогает практикующему поддерживать совершенное равновесие тела, ума и души.
Упражнения буддийского цигун принадлежат к потоку Инь, поскольку они сосредоточены в основном на расширении внутреннего осознания. Физическое уравновешивание - весьма желательный побочный результат, но не основная цель.
Некоторые техники тибетского буддийского цигун помогают практикующим упражнять свое тело исключительно с помощью визуализации. Они вообще не содержат движений!
Целью упражнений как даосского, так и буддийского цигун также является укрепление тела, чтобы помочь практикующему физически пережить духовное просветление, которое может явиться очень сильным потрясением. Индийский святой Рамана Махарши сравнивает просветление со "слоном, пытающимся войти в крошечную бамбуковую хижину".
Рэйки - одно из буддийских детищ цигун с добавлением синтоизма. Оно было заново открыто доктором Микаоми Усуи из Киото, Япония, в конце XIX столетия. Именно он дал этой системе название "Рэй-Ки".
В японском языке иероглиф "Рэй" означает святой, дух, тайна, дар, дух природы или невидимый дух, а иероглиф "Ки" означает энергию, природное явление, талант и чувство. Обычно слово Рэйки переводят как "универсальная жизненная энергия".
Хотя господин Усуи не был доктором в обычном понимании этого слова, я буду называть его "доктор Усуи", поскольку он был доктором, в реальном смысле слова, то есть делом своей жизни сделал исцеление тела и души других людей. В старые времена его японские ученики называли его Усуи-сэнсэй, что означает учитель.
Биография доктора Усуи запутанна и полна тайн. Значительная часть так называемой "японской" информации о нем и его движении, циркулирующей за пределами Японии, либо содержит слишком много намеков, либо не исследована в достаточной степени. Не была известна даже его настоящая фамилия, пока мы не разыскали ее, а иероглиф, обозначающий Рэйки, очень часто писался неправильно.
Почти во всех немецких и английских книгах по Рэйки утверждается, например, что доктор Усуи был директором школы при университете Досиса в Киото, а потом учился в Чикагском университете. От архивариусов обоих университетов мы узнали, что Микаоми Усуи не был зарегистрирован ни в одном из их классов, как и не преподавал ни в одной из их школ. В некоторых книгах исходное движение Усуи Рэйки, которое носит название "Усуи Шики Риохо", названо "Усуи Шико Риохо". Слово "шики" в переводе с японского языка означает стиль, форма или система. Слово "шико" означает "моча"!
При этом не вызывает сомнений тот факт, что Усуи-сан за свои добрые дела был удостоен внимания японского императора Мэйдзи, но этим же могут похвастаться тысячи других японцев.
Большинство источников утверждают, что доктор Усуи был христианином. Мне не удалось найти в его учениях никаких доказательств этого факта. Я думаю, что христианские аспекты Рэйки были добавлены в Америке, чтобы сделать его более приемлемым для христианских стран. Однако, согласно данным моего друга и переводчика Линн Вакисава-Эванс, не исключено, что доктор Усуи мог во время своих внутренних поисков на какое-то время вступить на путь христианства.
Рассказ о том, как доктор Усуи якобы работал в трущобах, исцеляя нищих, звучит очень по-христиански.
Я считаю, что он отправился оказывать помощь жертвам большого Кантийского землетрясения, опустошившего Токио в 1923 году. Даже если он питал расположение к христианству, это еще не означает, что он был христианином в классическом понимании.
Вплоть до периода Мэйдзи Япония умышленно изолировалась от остального мира. Потом, совершенно неожиданно, она открылась западным представлениям. Прогрессивных интеллектуалов стало сильно привлекать участие в чем-нибудь заграничном.
Япония еще не успела удовлетворить свою жажду относительно западной культуры. Рядом с синтоистскими храмами и магазинами по продаже кимоно строились рестораны быстрого питания и игорные центры. Поверхностному наблюдателю могло показаться, что Восток и Запад наконец встретились, но при более близком рассмотрении оказывалось, что они только сосуществуют. Жители Запада всегда представляли себе Японию как страну Дза-дзэн, цветущих вишен и чистоплотности. Но иностранец, приехавший туда впервые, испытывает сильный культурный шок. Дело в том, что в Японии религия и - до некоторой степени - семья заменены корпоративным обществом. Религиозность превратилась просто в проформу.
Самый забавный и причудливый анекдот о смешении Востока и Запада в "религиозных" японских церемониях недавно рассказала мне мой друг госпожа Н. Один из ее друзей, буддийский монах, пригласил ее на свое бракосочетание. Когда госпожа Н. прибыла на прием, она увидела посреди "христианской" брачной церемонии священника с бритой головой, одетого в белый смокинг. А вот еще один пример, иллюстрирующий состояние дел в настоящее время: недавно рядом с нами была построена большая церковь с единственной целью - осуществлять бракосочетания. Но в ней отсутствуют как священник, так и прихожане!
Очень похоже дело обстоит и с "японскими" религиями. Большинство современных японских семей придерживаются обеих основных религий, буддизма и синтоизма, исключительно ради удобства. В некоторых традиционно буддийских странах японский буддизм не считается подлинным буддизмом.
Обычно каждый японец празднует свой день рождения согласно традициям синто, бракосочетание - в синто-христианском духе, а похоронная церемония отправляется в буддийском духе. Таким образом отдается дань всем божествам.
По официальным данным, 0,7% всего населения (1 537 725 человек) исповедуют христианство, 40,4% (89 748 700 человек) буддизм, 53,8% (118 185 150 человек) синтоизм и 5,1% (11 203 425 человек) другие религии. Забавно то, что, сложив все эти цифры, вы получите 220 миллионов человек, тогда как в Японии всего 120 миллионов жителей! На самом же деле по меньшей мере 70% всего населения можно в западном понимании классифицировать как "неверующих".
Франк Арджава Петтер "Огонь Рэйки
Новая информация об истоках силы Рэйки"